Компенсирующая группа (для детей имеющих речевые нарушения): № 2 "Пчелки"
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Целью организации образовательного процесса является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.
Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно — речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
— диагностическая;
— профилактическая;
— коррекционно- педагогическая;
— организационно- методическая
— консультативная
— координирующая
— контрольно-оценочная
Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.
В число частных задач педагогического коллектива ДОУ входят:
- Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
- Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;
- Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
Особого внимания требует рассмотрение частных задач, решение которых возлагается руководство ДОУ . Наиболее значимыми из них являются:
- Соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушением речи;
- Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;
- Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;
- Насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат – учебными пособиями и специальным оборудованием;
- Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушением речи:
- Привлечение родителей к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе;
- Обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ
Задачи родителей:
- В создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- В проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Обучающая программа
Цель реализации Адаптированной программы - построение системы коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи Адаптированной программы:
- способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из ФГОС ДО в Адаптированной программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие его особые образовательные потребности;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Адаптированной программы на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа в ДОУ направлена на:
- преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Адаптированной программы;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.