Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся спортивные праздники и развлечения, «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале или на воздухе (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз в бассейне(проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
- воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Группа |
Задачи |
Вторая группа |
|
Младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
Разновидности физкультурных занятий в детском саду
В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:
- традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
- танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
- самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
- сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
- игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
- спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).
Гимнастика
Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.
Таблица: виды гимнастики в детском саду
Вид |
Тип упражнений |
Назначение |
Пример |
Коррекционная |
Гимнастика для глаз |
Профилактика нарушений зрения |
В средней группе упражнение может быть такое:
|
Дыхательные упражнения (или иммунная гимнастика) |
Способствует укреплению дыхательной системы. |
Подборка упражнений для детей разного возраста есть здесь. |
|
Корригирующие задания (ортопедические упражнения) |
Направлены на профилактику болезней опорного свода стопы и коррекцию плоскостопия. |
«Резиночка»: надеваем резинку на большие пальцы ног и растягиваем её 10–15 раз. |
|
Корригирующие упражнения (остеопатические комплексы) |
Для коррекции ортопедических и психомоторных нарушений (к таким относят случаи, когда малышу, например, сложно держать карандаши или ручки). |
«Велосипед» (традиционное упражнение после сна): имитируем езду на велосипеде, описывая стопами круги в течение 20–30 секунд. |
|
Речевой комплекс (кинезиологическая гимнастика) |
Для активизации взаимодействия полушарий мозга. |
|
|
Психоэмоциональная гимнастика |
Для улучшения настроения, снятия напряжения. |
Для расслабления мышц лица (например, после того как малыш плакал) можно провести упражнение «Солнечный зайчик». |
|
Релаксационная или гимнастика до/после сна. |
Для перехода всех систем организма в спокойное состояние или, наоборот, в активную фазу. |
Практикуется с младшего дошкольного возраста.
Примеры упражнений для гимнастики после сна даны здесь. |
|
Лечебная физкультура (ЛФК) |
Направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, приобщает к закаливанию. |
Элементами ЛФК является ходьба по массажным коврикам во время утренней гимнастки, после сна, а также самомассаж и элементарные закаливающие процедуры (умывание холодной водой, например). |
|
Пищеварительная |
Направлена на профилактику проблем с пищеварением и нормализацию работы ЖКТ. |
Упражнение для малышей любого возраста – «На птичьем дворе»: малыши ходят по комнате, высоко поднимая колени, как петух на птичьем дворе. |
|
Йога |
Стабилизирует развитие физических качеств, а также балансирует эмоциональный фон малышей. |
С малышами средней и старших групп проводится упражнение «Окно и дверь».
|
|
Креативная |
Может использоваться на танцевальных занятиях. |
Для ребят старшей группе задания могут быть следующие:
|
|
Художественная гимнастика |
Обычно это комплексы общеразвивающих упражнений, в которые включаются элементы художественной гимнастики, например, упражнения с лентами. А также художественная гимнастика в детском саду может быть отдельным образовательным направлением (к примеру, в формате кружка), в рамках которого дети занимаются этим видом спорта профессионально. |
Универсальные упражнения
Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.
Как индивидуализировать задания
Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:
- призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
- подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
- стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.
Приёмы на физкультурных занятиях
Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.
Наглядные приёмы
Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:
- демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
- показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.
Атрибуты для занятий физкультурой
Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:
- мячей;
- скакалок;
- кеглей;
- гимнастических палок;
- больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
- оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
- атрибутов, выполненных своими руками.
Оригинальный самодельный реквизит
Нестандартные или самодельные атрибуты являются важным элементом наглядности на занятиях. Кроме того, выполнение заданий с таким реквизитом повышает эмоциональный тонус малышей, способствует пробуждению у них интереса к занятиям (особенно если малыши были привлечены к изготовлению такого оборудования).
Иллюстративные материалы
На занятиях по физической культуре не обойтись и без иллюстраций того или иного материала. Так что необходимы:
- картинки (к примеру, изображающие виды спорта и необходимые для них атрибуты);
- плакаты (в частности, посвящённые ЗОЖ, порядку выполнения гигиенических процедур и пр.);
- лэпбуки (папки с материалами — играми, блоками интересной информации — для раскрытия сути какого-либо аспекта изучаемой темы, например, об истории хороводных игр).
Предметно-развивающая среда
Зона «Физическая культура» (спортивный уголок) в пространстве группы является одной из самых востребованных, так как это оборудование используется не только на физкультурных занятиях, но и при проведении физкультминуток на всех уроках, при проведении прогулок или досуговых мероприятий, а также как средство организации самостоятельной работы детей в группе. Спортивный уголок должен иметь название, материалы в нём следует разложить по полкам (самодельные атрибуты и т. д.), ящикам (мячи, скакалки и пр.) и стеллажам (иллюстративные материалы), а затем подбирать под возраст воспитанников и тему занятия. Подробнее об оформлении зоны «Физическая культура» в группе можно узнать здесь.
Спортивный уголок в предметно-развивающей среде является самым востребованным
Словесные приёмы
Безусловно, значение слова на уроках физкультуры значительно уступает наглядности. И тем не менее речь выполняет организующую функцию: с её помощью педагог мотивирует, объясняет задачу.
Рифмовки: загадки и стихотворения
Так, начиная занятие по теме «Цирк» во второй младшей группе, своим воспитанникам я предлагаю прослушать стихотворение:
- Акробат прыгуч и ловок, Он скакал без остановок. На скаку почистил брюки, На скаку прочёл журнал, На скаку он вымыл руки И на ужин поскакал!
Объяснение
Этот приём используется для того, чтобы растолковать детям порядок выполнения задания. К примеру, перед началом игры «Ловишки с ленточками» педагог говорит: «Сначала мы выберем первого водящего, которому завяжем глаза, а остальные, заправив ленточки за пояс, будут разбегаться от него. Задача Ловишки — забрать ленточку, и чем больше ленточек у него окажется, тем больше очков он заработает. Все ребята играют по очереди за Ловишку».
Игры
Для детей игра является организующим элементом образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о двигательной активности на физкультурных занятиях. Самыми востребованными являются подвижные игры. Однако не менее значимы и дидактические (в основном, направленные на отработку теоретических знаний, например, информации по видам спорта), а также театрализованные, позволяющие раскрыть творческий потенциал и развить навык имитации.
Таблица: примеры дидактических и театрализованных игр на физкультурных занятиях
Название (возрастная группа) |
Цели |
Суть |
Дидактические игры |
||
«Что к чему» (средний и старший дошкольный возраст) |
|
Дети получают картинки с изображением вида спорта. Их задача выбрать из общего «банка» иллюстраций всё, что относится к этому спорту. |
«Сложи картинку» (старший дошкольный возраст) |
|
Дети складывают из разрезанных деталей цельную картинку, иллюстрирующую занятия каким-либо видом спорта. Готовое изображение малыши описывают. |
Театрализованные игры |
||
«Тренер» (старший дошкольный возраст) |
|
Ребёнок проводит утреннюю гимнастику, показывая порядок выполнения упражнений, которые заранее были согласованы с педагогом. |
«Зеркало» (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) |
Развивать координацию движений, внимание. |
Педагог показывает движения, а ребёнок или группа детей выполняют их в зеркальном отображении. |
Группа практических приёмов
Творческому осмыслению изученной темы помогают:
- рисунки (например, для ребят подготовительной группы нарисовать героя подвижной игры);
- аппликации (к примеру, дети средней группы вырезают и приклеивают разноцветные детали так, чтобы получился мяч);
- поделки (обычно это тренажёры из бросового материала для выполнения упражнений).
Практические приёмы отрабатываются не непосредственно на занятии, а после него: в период самостоятельной деятельности или на смежном по расписанию с физкультурой занятии по изобразительному искусству.
Методика разработки, занятия физической культурой в детском саду, как другие виды НОД, имеют чёткую структуру, которая вписывается в хронометраж, отличающийся по возрасту детей в группе. Это единство композиции и времени отражается во временном плане.